Поиск предков в Липецком крае - Тарантас господ Плехановых
Пятница, 26.04.2024, 12:16Приветствую Вас Гость

Поиск предков в Липецком крае

Тарантас господ Плехановых

                                                                                                                                                                                                                                             Сергей Юров, писатель, краевед

 

    В прежние времена разнообразие средств передвижения было поистине впечатляющим. Люди преодолевали расстояния в каретах, фаэтонах, кабриолетах, бричках, двуколках, линейках, кибитках, тарантасах и массе других экипажей. В XIX веке дворянин или зажиточный горожанин мог заказать себе повозку у искусных специалистов, чье мастерство чрезвычайно ценилось и передавалось из поколение в поколение. Обычно она была модной, удобной и, конечно же, крепкой – по сложившейся практике, каретных дел мастера предоставляли годичный срок годности.

    В столицах богатые предпочитали ездить в красивых и дорогих каретах, провинциалы, в большинстве своем, пользовались беговыми дрожками, бричками и тарантасами. К примеру, в Липецком уезде в усадьбе дворян Сеченовых, располагавшейся возле села Грязи, в 1851 году наличествовали беговые дрожки, карета и 3 саней. В каретном сарае дворян Масловых в усадьбе при селе Кузовлево в 1873 году стояли 2 телеги с шинованными колесами, сани и троичный тарантас. В усадьбе дворянки Е. А. Бартеневой при деревне Королевщино в начале XX века имелось 8 cаней, дрожки, пролетка с верхом и 4 тарантаса. В усадьбе сестры писателя С. Н. Терипигорева-Атавы А. Н. Терпигоревой при сельце Полинино также насчитывалось 8 саней, 4 тарантаса, беговые дрожки и пролетка с верхом.

    Как видим, беговые дрожки и тарантасы содержались практически на каждом помещичьем дворе и были наиболее используемыми средствами передвижения в летнее время года. Русские беговые дрожки получили свое название от дроги - детали тарантаса. Это было простое транспортное средство с двумя осями, на которые помещалась доска. Ясное дело, что предназначалось оно для поездок на небольшие расстояния.                                                              

     В дальние путешествия отправлялись на неторопливом, но надежном тарантасе. Он как нельзя лучше подходил для этого. Кузов его крепился на длинных дрогах, которые смягчали движение по рытвинам и ухабам российского бездорожья. Позднее дроги уступили место рессорам. Главными достоинствами, на первый взгляд, неуклюжего экипажа были его простота и удобства. В путевых очерках писателя, сенатора и члена российской академии Павла Ивановича Сумарокова читаем: «Тарантасы имеют великие удобности, спокойны, доски гнутся как рессоры, поместительны, укладисты, легки, не дорого стоят, не опрокидываются».

                

         Обложка книги В. А. Сологуба «Тарантас»       

    Подобный экипаж имелся и у липецкого потомственного дворянина Валентина Петровича Плеханова (1810-1873), отца теоретика русского марксизма Г. В. Плеханова. Тарантас был не простой, его сделал на заказ тамбовский купец и известный каретных дел мастер Оводов. Но какими бы добротными экипажи ни были, наши дороги обычно играли с ними злую шутку. Иными словами, любая прочная повозка, в конечном счете, требовала обстоятельного ремонта. А поскольку до губернского города путь лежал далек, то местные дворяне ремонтировали свои экипажи в Липецке. Вот и Валентин Петрович в октябре 1867 года обратился к услугам липецкого мещанина Семена Парфеновича Неверова, имевшего мастерскую по изготовлению и починке саней, тарантасов, бричек и других средств передвижения. Кстати, в октябре того же года Валентин Петрович приобрел у вдовы коллежского асессора Натальи Петровны Андреевой дом по улице Межевой, ставший в последствии домом-музеем Г. В. Плеханова.                             

   

    Из контракта, заключенного 7 октября 1867 года между дворянином и мещанином, следует, что у четырехместного тарантаса требовалось выровнять колеса, «обода с передних колес заменить новыми… оси укоротить по размеру тележного хода… палубу (крышу над повозкой) убавить в длину на полтора вершка… верх долгуши (экипажа) переделать по новому фасону, убавя его спереди… крылья и к ним готовые кобуры приладить… счистить до основания старую краску, вновь выкрасить тарантас темно-синим цветом под вороно крыло подходящею краскою, покрыв лучшим лаком…».                              

    Неверов обязался купить для покраски тарантаса «лучшей лавры полфунта, аглицкого лаку три фунта» и положить под ноги новый коврик. Мастер обещал заново покрасить и отремонтировать тарантас «прилично во всех частях» к 15 февраля 1868 года. Все возможные упущения он должен был исправить «по требованию Плеханова… беспрекословно».

    Заметим, клиент Неверова был человеком прямым, требовательным и принципиальным. Шутить шутки с ним было накладно. Родные считали, что Валентин Петрович «во многом напоминал старого князя Болконского из романа Л. Н. Толстого «Война и мир».

                        

       Валентин Петрович Плеханов                

    Всего в контракте относительно ремонта тарантаса насчитывается 15 пунктов. Неверов, вдобавок, брался с помощью своих материалов починить беговые дрожки и зимние санки отставного штабс-капитана – «к санкам добавить лубка нового, сколько потребуется, передок санок обить новыми досками, укрепить эти санки в копыльях и кузове твердо». Санки должны были быть отремонтированы к 1 ноября 1867 года.

    В случае неисполнения заказа в указанные сроки Неверов брал на себя обязательство выплатить Плеханову 100 рублей серебром. При подписании сего контракта свидетелями были и руку к нему приложили купеческий сын Михаил Болховитинов и мещанин Василий Осипов сын Демин.

   К слову сказать, в эти же годы в Липецке процветало еще одно каретное предприятие. Заведовал им купец 2-й гильдии Василий Максимович Милованов. Это был известный в наших краях коммерсант. На паях с родными братьями он держал самый крупный в городе железоделательный завод.

   В начале 1860-х годов Семен Парфенович Неверов значился в купеческом звании. Купцами были и его предки. В исповедальной ведомости соборной церкви бывшего г. Романова 1797 года отмечен купец Никита Васильев Неверов с сыном Игнатом. Это – прадед и дед мастера. И, похоже, каретное ремесло было у Неверовых семейным делом – родной дядя Семена Парфеновича занимался тем же самым. Из сохранившихся документов следует, что в 1856 году мещанин Иван Игнатов Неверов взялся изготовить за 160 рублей небольшой двухместный тарантас «на манер» коляски и доставить его в Рязань в штаб ««гренадерского Его Императорского Высочества Великого князя Александра Александровича полка» штабс-капитану М. И. Шотену. Похожего вида экипаж три года спустя «липецкий мещенин каретник Иван Игнатов Неверов меньшой» изготовил для помещика села Малый Самовец генерал-майора Дмитрия Алексеевича Пахомова.    

    Ну, а сомневаться в том, что С. П. Неверов справился с поставленной задачей, вряд ли стоит. Репутация делового человека в дореволюционной России имела огромное значение. Терять ее липецкий мастер, безусловно, не хотел. Отремонтированные потомственным каретником тарантас, беговые дрожки и зимние санки, надо думать, служили господам Плехановым долгие годы.

Автограф В. П. Плеханова. Подлинник. ГАЛО   

Статья опубликована в журнале "Золотой ключик" 08. 12. 2015 г.        

Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0