Поиск предков в Липецком крае - Писал иконы для Исаакиевского собора
Четверг, 05.12.2024, 17:13Приветствую Вас Гость

Поиск предков в Липецком крае

Писал иконы для Исаакиевского собора

    Покровская церковь города Липецка долгое время служила приходским храмом для многих поколений липецких купцов и мещан, а также жителей Диконской слободы, деревень Малое Дикое и Коровино. Само собой разумеется, верные прихожане любили свой храм и не жалели денег на улучшение внутреннего его убранства. Так, в 1825 году купцы Василий Карпов сын Голиков, Федор Акимов сын Болховитинов, Козьма Алексеев и Семен Иванов сыновья Зиновьевы, Данила Иванов сын Неверов, Козьма Иванов сын Котельников и мещане Гаврила Иванов сын Терпугов, Алексей Акимов сын Болховитинов, Павел Алексеев сын Шарапов, Иван Иванов сын Сарычев и Иван Никифоров сын Неверов во главе с церковным старостой Андреем Алексеевым сыном Зиновьевым, горя желанием расписать церковь «приличными мерами и совершить иконостас, а над святым престолом балдахин», нашли в здешней округе талантливого художника и с согласия церковнослужителей подрядили его на богоугодное дело. Этим человеком, украсившим купол, простенки и своды Покровской церкви «лучшею живописью», был Филимон Яковлев, дворовый человек штабс-ротмистра Сергея Павловича Вельяминова, помещика с. Покровское, Светлое Озеро тож, Козловского уезда и сельца Полинино Липецкого уезда1.

   Но прошло время, яркие краски поблекли, иконостас и стены с колоннами утратили свой прежний нарядный вид. Приводить храм в порядок выпало новому поколению прихожан. В 1867 году они изыскали средства и привлекли к реставрационным работам столичных специалистов, московских 2-й гильдии купцов Галактиона Ивановича Лебедева и Андрея Дормидонтовича Соколова.

   Г. И. Лебедев в том же году, до соглашения с липчанами, изготовил иконостас для храма Андрея Первозванного при Второй Московской Гимназии в доме графа А. И. Мусина-Пушкина2. Для липецкой церкви он обязался «произвести столярную работу из сухаго сосноваго дерева искуствено и чисто… где окажутся сучья, то оныя вырубить и заделать их своими инструментами и рабочими людьми… сделать по вышеозначенному рисунку все резныя украшения из липоваго дерева сухова и чистаго искуственаго мастерства и доставить… в позолоту к мастеру Сакалову»3. Готовый столярный заказ москвич брался доставить в Липецк на свой счет и установить в церкви Покрова Пресвятой Богородицы не позже июля 1868 года. Прикрепить к царским дверям медные петли, замки и скобы он должен был уже на месте. За всю работу Лебедеву полагалось вознаграждение в 2 500 рублей серебром.                             

  

Фрагмент контракта с купцом Г. И. Лебедевым 1867 г.                            

    А. Д. Соколов со своей стороны обязался «вызолотить иконостас пригоже… старинной работы карнизы и отборки оного… золотом червонным и полузолотниковым высокой пробы… колонны и царские двери в оном иконостасе… ровным образом вызолотить»4. Дал он согласие нанести позолоту и на лепные капители. Вся работа оценивалась в 4 000 рублей, и обещал завершить ее мастер к 1 сентября 1868 года.

    Нашли прихожане для своей церкви и живописца, теперь уже настоящего мастера, ученика Санкт-Петербургской Академии художеств Василия Егоровича Екимова (1840-1892)5.

      

Фрагмент контракта между купцом В. К. Русиновым и художником В. Е. Екимовым, 1867 г    

  Контракт «для возоб[нов]ления живописью внутренности церкви» с позволения церковнослужителей заключил с ним в 1867 году церковный староста Покровской церкви 2-й гильдии купец Василий Казьмич Русинов, один из самых состоятельных людей Липецка. Столичный художник брался написать для иконостаса 25 икон, «да на колоннах четыре иконы и запрестольный образ по указанному размеру в проэкт иконостаса, равно и при колоннах, соответственно мере заказанным, киот». Запрестольный образ «на холсте самого лучшаго достоинства, особо для сего приготавляемаго в заведении г-на Аванцо в С-петербурге», в высоту достигал 4,5 аршина, в ширину – 3 аршина. Надо сказать, что магазины итальянца Аванцо, располагавшиеся на Невском проспекте и Большой Морской, пользовались большой популярностью у художников XIX века.

    Екимов подчеркнул, что все иконы он «должен копировать с самых лучших оригиналов, которыя имеются в Эрмитаже, церквах и дворцах г. С-Петербурга». Достоинство написанных картин должны были оценить ведущие специалисты Академии Художеств. Письменное их одобрение Екимов обещал представить Русинову при окончательной сдаче икон6.

    Купол церкви он брался «росписать масляными красками по условленному рисунку, в простенках икон ниже купола двенадцать апостолов, еще ниже четырех евангелистов, а в четырех парусах сделать изображение Софии, Веры, Надежды и Любви». Вся церковь должна была быть раскрашена «в соответственный тон живописи» масляными красками. Покупку масел, красок и наем рабочих художник брал на свой счет. Всю работу он планировал завершить к 25 сентября 1868 года и получить за нее от Русинова 4 000  рублей серебром «в три срока, а именно: в задаток пятьсот рублей, в январе 1868 года пятьсот рублей, а остальную сумму три тысячи рублей серебром по окончании и по сдачи всех вышеизложенных работ»7.

   Русинов же брался на свой счет из своих древесных запасов устроить для Екимова в куполе и на парусах «прочно леса и подмостки» и после окончания всех дел разобрать их. Также он был в ответе за штукатурные работы в необходимых местах внутри церкви8.

  Условия контракта стороны обещали блюсти «свято и ненарушимо». Оговаривалось, что в случае болезни художника срок окончания работ мог «быть отдален не менее, как на три месяца». Любопытно, что Екимов в 1868 году был исключен из числа учеников Академии Художеств «за непосещение классов». Возможно, причиной тому стало участие в реставрации Покровской церкви г. Липецка.

   Подлинник контракта хранился у В. К. Русинова. Руку к нему он и художник приложили «1867 года августа в 5-й день»9.

  

Автографы В. К. Русинова и В. Е. Екимова. 1867 г.                              

   В 1870 г. В.Е. Екимову присвоили звание классного художника 3 степени. Талант его признали, он писал иконы для Исаакиевского и Введенского соборов северной столицы10.

  А Покровская церковь, увы, не сохранилась до наших дней. В годы повсеместных гонений на веру ее безжалостно сравняли с землей, не оставив камня на камне.

 

Примечания

 

1 Исторический квартал//М. И. Корольков. Росписать всю церковь лучшею живописью. Липецк. 2014 г. С. 70.

2 http://hghltd.yandex.net/yandbtm.

3 ГАЛО. Ф. 183. Оп. 1. Д. 4. Л. 125-125 об.

4 Там же. Л 124 об-125.

5 www. arтru.info/ar/5817/.

6 ГАЛО. Ф. 183. Оп. 1. Д. 4. Л. 134.

7 Там же. Л. 134 об.

8 Там же.

9 Там же. Л. 135.

10 www. arтru.info/ar/5817/.

Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0